1 января 2009 года вступил в силу в полном объеме федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этим законодательным актом предусмотрена передача значительного числа полномочий от районной власти администрациям городских и сельских поселений, в том числе и в сфере ЖКХ. Многих наших читателей интересует, каким образом изменилась система ЖКХ в районе, коснутся ли эти изменения жителей.
Эти вопросы мы переадресовали заместителю главы – начальнику управления ЖКХ Красногорского муниципального района В.Сумину.
– Владимир Альбертович, какие полномочия в сфере ЖКХ переданы поселениям?
– Уже в прошлом году в компетенцию поселений вошли вопросы благоустройства, освещения и санитарной очистки территорий. С 1 января 2009 года круг их полномочий еще более расширился, теперь и эксплуатация жилищного фонда полностью осуществляется поселениями. А точнее, поселениями по договору с теми управляющими компаниями, которых выбрали собственники жилья. – Какие полномочия остались у района?
– Те, что касаются обеспечения коммунальными услугами (теплом, водой, канализованием) и эксплуатацией котельных, сетей. Этим занимаются организации ОАО «Красногорская теплосеть», ОАО «Водоканал», нахабинские компании «Акватория» и «НИС», а район осуществляет координацию их деятельности.
– Возьмем самую простую ситуацию. Например, жители одного из домов жалуются, что у них топят плохо или нет воды… Куда им обращаться?
– Порядок действий в таких случаях прежний. Граждане обращаются в управляющую компанию, или, как людям привычнее говорить, в свое домоуправление. Та, в свою очередь, исходя из ситуации, – в «Теплосеть», «Водоканал» или в «Акваторию», которые и принимают соответствующие меры.
На первый взгляд кажется, что район, вроде бы, не при чем. Но это не так. Районная администрация участвует в этом взаимодействии как представитель муниципальной власти.
Предположим, в Красногорске не подается тепло в какой-то дом, произошла авария на сетях. Их ремонт осуществляет районная теплосеть, хотя городские теплотрассы теперь и не являются муниципальной собственностью района.
Главное для нас, чтобы жители не ощутили перераспределения полномочий в местной власти. Они просто должны продолжать пользоваться необходимыми им услугами ЖКХ.
Вообще разделение сферы компетенции, которое произошло согласно 131-му закону, главы района и поселений договорились не проводить жестко и безапелляционно, если речь идет о каких-то проблемных ситуациях, а действовать совместно.
Беда – она общая, никто не самоустраняется, мотивируя тем, что, дескать, это ваше, а это наше. – Есть ли уже примеры решения таких совместных задач районом и поселениями?
– Да, например, в недавние новогодние каникулы. Совместно устраняли в Нахабине аварию на водопроводе, а в Красногорске – на теплотрассах, в частности, на улице Пионерской. Никакого деления на район и поселения не было, действовали одной командой. – Какую помощь район оказывает в случаях ЧП?
– Конечно, какая бы конкретно помощь ни была – она только организационная. Мы осуществляем организацию всего процесса по устранению чрезвычайной ситуации. В том числе, с обеспечением необходимой техникой при ликвидации аварии.
Допустим, управляющая компания располагает копателем, но у нее нет гидромолота. Мы связываемся с директором теплосети, и тот им предоставляет необходимую технику.
Таким образом, аварии, случившиеся в новогодние каникулы, были оперативно ликвидированы. Причем, как выяснилось, в Нахабине авария случилась не на наших трассах, а на водопроводе ОАО «РЖД». Но, поскольку без воды остались и жители поселения, то, естественно, местная управляющая компания «Акватория» там тоже работала. Это потом уже подключились и железнодорожники, но основную часть работ выполнила «Акватория». – Аварии обусловлены изношенностью сетей?
– Не только. Имеет значение сам материал и технология, по которой закладывались трубы. Как правило, в прежние времена прокладывали чугунные трубы, а чугун – материал хрупкий. При любой подвижке грунта, а это особенно характерно для тех мест, где грунт глинистый, происходит порыв чугунных труб. Например, случалось так, что в Черневе-1 на небольшом участке в пяти местах приходилось ремонтировать трассу. Там «пучинистые» грунты, можно сказать, ходили ходуном и рвали трубы. Так было, пока мы не заменили эти сети на современные, пластиковые.
Причем, замечу, если чугунные трубы грамотно положить – точно, без перекосов, на хорошую песчаную основу, бетонные лежаки, да основательно засыпать песком – ничего бы им 100 лет не было. Такие примеры тоже есть, чугунные трубы, сохранившиеся еще с царских времен. Другое дело, что в последующие годы технология закладки не всегда соблюдалась.
Хочу подчеркнуть, что те трубы, которые мы прокладываем сегодня, выполнены из материалов, которые спокойно выдерживают существующие подвижки грунта. – Вы говорили об авариях на трассах. А если, например, в квартире ночью прорвало трубу. – Во всех случаях, если в доме произошло что-то чрезвычайное «по линии» ЖКХ, в любое время суток надо обращаться в дежурную службу своей управляющей компании. Номер ее телефона управляющая компания обязана довести до сведения жителей. – Единая дежурная диспетчерская служба в районе сохранилась?
– Да, туда тоже можно обращаться. Эта служба работает достаточно давно и хорошо зарекомендовала себя. Думаю, многие жители знают ее телефон. Но если кто не в курсе, напомню: 563-79-32. Хочу только уточнить, что единая диспетчерская служба в любом случае будет связываться с дежурной службой управляющей компании, а это требует дополнительного времени на реагирование. – Порой люди жалуются на неудовлетворительное качество услуг, предоставляемых управляющими компаниями.
– Надо помнить, что управляющие компании в подавляющем большинстве случаев избраны голосованием жителей. Эти организации сами выставили свои кандидатуры на голосование, сами предложили свои услуги и должны теперь отрабатывать доверие граждан. Их главная задача – создание комфортных условий для проживания. И они обязаны это делать.
Если не устраивает деятельность управляющей компании, собственники жилья вправе повлиять на ситуацию. Поясню: у нас жители, как известно, подразделяются на две категории – наниматели и собственники жилья. От имени нанимателей жилья в голосовании по избранию управляющей компании принимает участие комитет по управлению муниципальным имуществом. Собственники квартир голосуют сами. Но, естественно, комитет по управлению муниципальным имуществом, если есть много жалоб и нареканий на управляющую компанию, за нее голосовать не станет и на общем собрании жильцов может предложить какую-то другую. Вот только альтернативные претенденты заявляют о себе, как правило, там, где жилой фонд новый, без особых проблем в эксплуатации. Со старыми домами все гораздо сложнее. – Такие случаи на вашей памяти были – смена управляющей компании из-за недовольства жителей?
– Пока нет. Но ведь еще и года не прошло с последних узаконенных проведений конкурсов. Было другое – добровольные отказы управляющих компаний от эксплуатации жилого фонда. – Управляющие компании за свои услуги получают деньги в виде коммунальных платежей. С 2003 года на территории района посреднические услуги в их сборе осуществляет информационно-расчетный центр г.Красногорска. В конце прошлого года мы говорили о том, что в связи с незаключением договора между ИРЦК и Сбербанком, в отделениях Сбербанка с плательщиков за ЖКУ стали брать комиссионные. По этому поводу в интервью нашей газете вы высказались в том плане, что ИРЦК должен доказать свою состоятельность в качестве посредника в сборе платежей. Это ему удалось?
– Согласно Жилищному кодексу платежи за ЖКУ должны поступать в управляющие компании. И уже они решают: сами ли будут заниматься организацией их сбора или заключат договор с какими-то посредниками. Сейчас этот непростой процесс идет. И если управляющие компании решат, что им нужен ИРЦК, а тот, в свою очередь, докажет, что он будет хорошо работать на условиях, выгодных всем, – то эта система сохранится. Могу только сказать, что ИРЦК как организация не ликвидировалась, она существует, но с 1 января 2009 года практически все управляющие компании заявили о том, что средства намерены собирать сами. – Видимо, только время покажет, насколько выгодна и удобна для них будет эта самостоятельность, а главное, будет ли это удобно для жителей…
– Управляющая компания обязана сделать так, чтобы житель и не почувствовал разницы в системе платежей – к нему должна прийти квитанция, и должно быть указано, где ее оплатить, а кто ее будет принимать – управляющая компания или расчетный центр, для него не имеет значения. Жителю удобство важно – не тратить время, не стоять в очереди, и он вправе требовать этого с управляющей компании.
Вообще, повторю, по всем вопросам в сфере ЖКХ, в том числе и по платежам, гражданам следует обращаться в управляющую компанию, если, конечно, речь идет не о товариществах собственников жилья (ТСЖ) или ЖСК, там свои правила, и если это не непосредственный способ управления жильем – у нас такая форма тоже присутствует, в комплексе «Лесная сказка». – Как будет развиваться сфера ЖКХ в районе?
– Сейчас, например, в Красногорске подготовлена и начала осуществляться реконструкция микрорайона №5 – СГШ. В связи с этим предусмотрена реконструкция котельной №1 с увеличением мощности. Разрабатывается комплексная программа канализования района.
«Мосводоканал» заявил о том, что Москва принимать стоки скоро уже не сможет, и в результате районная администрация разрабатывает программу строительства локальных очистных сооружений на территории района.
В стадии завершения реконструкция КНС №1 в Павшине, с участием федеральных средств и средств муниципального образования. Там будет современное оборудование, уже построены новое здание и хозяйственный блок, подведена электроэнергия.
Планируется, что к маю–июню работы на объекте будут полностью завершены.
Сейчас мы работаем над созданием районных инвестиционных программ развития сетей водоснабжения, канализования, тепло- и электроснабжения. В них четко прописываются виды работ, источники их финансирования и сроки выполнения. Программы рассчитаны на несколько лет – до 2011 года, а по электроснабжению и газоснабжению (это областная программа) – до 2020 года.
Беседовала Ю.ВАСИЛЬЕВА. Фото П.КАРЯГИНА.
Красногорские вести, 31 января 2009 года, №10 (2748)