Начало года — время аналитического изучения состояния дел и формирования на этой основе новых планов, проектов, программ. И хотя учебный год в системе общего образования начинается с 1 сентября предыдущего года, управление образования администрации района традиционно начинает календарный год с анализа положения дел в системе образования Красногорского района, что позволяет наметить дальнейшую стратегию развития муниципальной системы образования, выявить проблемы и наметить пути их решения. Модернизация и инновационное развитие сферы образования в настоящее время является ведущей идеей российской образовательной политики. Сложилось устойчивое понимание, что только комплексное и всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы, всех сфер образовательной деятельности позволит обеспечить
решение задач завтрашнего дня и удовлетворить потребности личности, общества, страны. Сегодня принципиально важным является предоставление гражданам возможностей для самосовершенствования. В школах должна быть сформирована абсолютно иная, современная и насыщенная образовательная среда, изменен подход к обучению ребенка, а именно:
определена готовность школы принять ребенка для его обучения, воспитания и развития.
Об основных задачах школы рассказала начальник управления образования администрации Красногорского района Татьяна Владимировна ШВЕЙНИЦ.
— Что дает образовательным учреждениям ежегодный анализ в целом системы образования?
— Анализ положения дел в системе образования Красногорского района составляет информационную платформу системы стратегического управления образовательным процессом в каждой конкретной школе, в гимназии, лицее, позволяет представить общественности информацию о предоставлении образовательных услуг, об эффективности использования ресурсов, о результатах развития. Только осмыслив все происходящее на нынешнем этапе, мы можем определить приоритетные направления развития муниципальной системы образования. — Какие сегодня приоритеты выдвигает управление образования?
— Жители нашего района знают о сложном положении с местами в дошкольных образовательных учреждениях. Менее очевидной эта проблема выглядит в школьной системе образования, но она есть, учитывая, например, что некоторая часть обучающихся занимается во вторую смену. Поэтому администрация района и управление образования всегда действуют на перспективу в части развития сети муниципальных образовательных учреждений обоих видов. — Цель школы, как бы ее ни реформировали, остается неизменной?
— Да, это так. Школа призвана учить детей. Однако перед педагогами поставлена задача достижения нового качества образовательных результатов, ориентирования на подготовку детей, подростков к переходу во взрослый самостоятельный мир. На первый план выходят ценности самореализации в отличие от ценностей выживания. — Повышение успеваемости, кажется, никогда не сходило с повестки дня в образовательных учреждениях, в деятельности каждого учителя?
— Сейчас перед нами стоит задача обеспечить позитивную социализацию и учебную успешность каждого ребенка. С таких позиций преподает свой предмет каждый учитель, стремясь вызвать у ребенка желание учиться и творческую потребность в познании.
Перед современной школой стоит задача выявлять и поддерживать талантливых детей на всех ступенях образования — дошкольного и школьного.
В Красногорском районе этому уделяется первостепенное внимание. Действуют целевые муниципальные программы, в том числе поддержки одаренных детей, проходят районные ученические конференции по большинству предметов, дети участвуют в ученической научной деятельности. Многочисленные учреждения дополнительного образования, учреждения культуры на территории района помогают детям найти себя в искусстве, в творчестве в самом широком понятии.
И если Красногорский район признан одним из самых спортивных в Подмосковье, то это и благодаря участию детей, школьников в физкультурно-спортивном движении. — Мы пережили время, когда в школе существовало советское воспитание, затем у школы отняли воспитательные функции, оставив только преподавание. Как теперь?
— Это одна из наших задач — развитие воспитательного потенциала муниципальных образовательных учреждений. В образовательных программах школ большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию. В 2012 году введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Во многих школах района преподается курс «Духовное краеведение Подмосковья» (8-9-е классы), на базе 11 школ апробируется курс «Красногорье».
На это, как и на повышение качества образования, нацелена разработка и реализация комплекса мер по кадровому обеспечению образовательных учреждений. Нового гражданина России должен учить и воспитывать новый педагог, овладевший всем инструментарием педагогического воздействия, новыми технологиями и инновационными методиками. Мы вошли в такое время, когда учитель должен тоже всю жизнь учиться, и не только методикам преподавания, но и познанию своего предмета, и умению передать эти знания ученику. — Над чем еще предстоит работать?
— Анализ имеющихся достижений обеспечит нам дальнейшее развитие материально-технической базы образовательных учреждений. Школа готова воспринимать совершенствование механизмов экономики, планирования и эффективного использования материальных и финансовых ресурсов для создания современных, безопасных, комфортных условий обучения.
На этой основе планируется и уже осуществляется расширение внедрения информационных технологий в управление и обеспечение учебно-воспитательного процесса, построение единого информационного образовательного пространства Красногорского района. В 27 образовательных учреждениях района (87%) внедряется проект «Электронный журнал и дневник». Также работаем над созданием оптимальной муниципальной модели профильного обучения. — Обладающая всеми этими составляющими школа должна быть и достаточно самостоятельной?
— Образовательное учреждение должно быть успешным, в этом его самостоятельность, которая базируется на тех позициях, о которых сказано выше. — Развитие образования, надо полагать, это многоуровневое и многослойное понятие?
— Дальнейшее эффективное развитие муниципальной системы образования предполагает продолжение эволюционной по форме работы по созданию условий успешности. В свою очередь под этим подразумевается очень многое.
Например, на первый план выходит обязательная открытость муниципальной системы образования для общественной оценки. Большое значение придается деятельности управляющих советов школ, родительских и ученических советов.
Необходимо на более высоком качественном уровне продолжать взаимодействие образовательного учреждения и семьи, в целях повышения воспитательного потенциала. Как отдельный аспект каждое образовательное учреждение предусматривает повышение эффективности профилактических мер по предупреждению правонарушений несовершеннолетними. Большое значение имеет деятельность социальных педагогов в школе, заместителей директоров по воспитательной работе. В наших образовательных учреждениях накоплен большой опыт проведения разных мероприятий, в том числе при поддержке и участии родителей. Выписывающие газету «Красногорские вести» могут иметь достаточно полное представление об этих мероприятиях.
Участие образовательных учреждений в проекте модернизации общего образования должно обеспечить достижение ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», повысить качество и доступность услуг общего образования, уровень инновационной активности и творческой инициативы учителей, продуктивность и качество педагогического труда и, следовательно, повысить уровень удовлетворенности населения качеством общего образования.
Мы обязаны обеспечить качественное доступное дошкольное, общее школьное и дополнительное образование и стремиться к 100% успеваемости. Для этого есть свои пути: обновление содержания образования, усиление личностной направленности образования, переход от пассивных форм обучения к деятельностному обучению с преобладанием самостоятельной работы обучающегося.
Педагогический коллектив района понимает, что содержание, способы, формы и технологии обучения напрямую влияют на интеллектуальное и личностное развитие школьников, на формирование у них способности к самоопределению, саморазвитию. В этом аспекте большое внимание придается как развитию ученического самоуправления, детских объединений (отряды ДЮПС, ЮДП и др.), волонтерского движения, альтернативных моделей дошкольных организаций, дополнительного образования, так и развитию методической службы, профессиональных объединений педагогов и на этой основе развитию форм и методов повышения квалификации педагогических работников муниципальной сферы образования. Продолжается осуществление такой практической задачи, как создание банка инновационной деятельности педагогов. — В предшествующие годы задачей всего учебного года выдвигалось требование обеспечить условия для здоровья учащихся. Эта позиция в «ожидаемых результатах» сохраняется?
— Она подкреплена содержанием общего образования. Законодательно введены дополнительные уроки физкультуры. В муниципальной системе образования нашего района систематизированно совершенствуется работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и учителей, более того, первостепенное значение придается воспитанию у ребенка потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье. — Будучи самостоятельными, не замыкаются ли образовательные учреждения на своих проблемах?
— Не случайно мы говорим о системе. В Красногорском районе при поддержке администрации района налажено сетевое взаимодействие образовательных учреждений. В соответствии со своими планами работы учреждения дошкольного, школьного, дополнительного образования проводят совместные мероприятия.
Современная школа призвана готовить детей к реальной жизни. На это сейчас нацелены образовательные программы и внеклас-сная работа. Самое главное, реально достигнута преемственность обучения, когда на территории района, получив качественное общее образование, подростки могут продолжить его в средних специальных учебных заведениях и в вузах. И с полученной профессией и специальностью молодой человек найдет приложение своим знаниям в своем Красногорском районе, в Московской области.
Беседовала Г.КУЛЯБИНА. Материал подготовлен при содействии отдела качества и развития образования. Фото из архива редакции «КВ».
Красногорские вести, 9 февраля 2013 года, №14 (3351)