Лицензирование УК: за и против

Лицензирование УК: за и против

Только когда получаешь платежку за коммунальные услуги, понимаешь, в каких хоромах проживает твоя семья. Знакомая ситуация? Особенно в последнее время, когда под чертой «итого» сумма к уплате увеличивается чуть ли не месяц от месяца. Невольно задумываешься, а управляемы ли наши управляющие организации? И действительно, в настоящее время нет ни одного законодательного акта, регламентирующего их деятельность или ответственность. Исключение одно — они обязаны раскрывать информацию о проделанной работе, отчитываться перед жителями о потраченных деньгах в разрезе каждого дома. И если они этого не делают, можно обратиться в суд, и он заставит. Только кто будет связываться с судом? Есть ли другой выход из создающихся порой тупиковых ситуаций, можно ли заставить УК работать открыто и честно?

Глава правительства РФ Д. Медведев предложил в сфере ЖКХ ввести систему лицензирования деятельности управляющих компаний.
— Необходимо создать современные средства контроля вообще за всей сферой ЖКХ. Мы достаточно уповали на саморегулирование, когда сами структуры себя контролируют, но, к сожалению, далеко не везде это работает. Поэтому нам нужно подумать и окончательно определиться и все-таки, наверное, перейти к лицензированию деятельности управляющих компаний, несмотря на то, что это можно делать и иначе, — об этом говорил глава правительства на съезде партии «Единая Россия».
По словам Д.Медведева:
— Это средство регулирования может остаться до того момента, когда начнут работать механизмы саморегулирования, и чем скорее это произойдет, тем лучше.
Глава правительства РФ поставил задачу перед «Единой Россией» — обеспечить контроль за тарифами в сфере ЖКХ.
Тема повышения качества обслуживания многоквартирных домов и переход на систему лицензирования деятельности управляющих компаний обсуждалась недавно на встрече за круглым столом в Московском областном региональном отделения партии и местных отделениях.
В штаб-квартире Красногорского местного отделения партии «Единая Россия» собрались члены партии, руководители управляющих организаций, представители администраций и Советов депутатов района и поселений, чтобы обсудить тему лицензирования УК, выработать конкретные предложения по этому поводу.
Открыла встречу руководитель исполкома местного отделения «ЕР» С.Грачева. Она отметила, что вопрос о лицензировании УК назрел давно, судя по возрастающему потоку писем-жалоб от населения в инстанции самых разных уровней на повышение стоимости услуг ЖКХ, некачественное их предоставление. Причин тому несколько, в том числе слабое техническое оснащение управляющих компаний, недостаток специалистов-профессионалов и, нередко, юридическая безграмотность директоров УК.
— Губернатор Московской области А.Воробьев подчеркивает, что лицензирование — это дополнительное требование к профессионализму работы управляющих компаний. Они не должны существовать только для того, чтобы собирать с людей деньги, а все-таки привносить новое качество жизни, — отметила С.Грачева. — Председатель правительства РФ Д.Медведев предлагает начать с того, чтобы все управляющие компании прошли лицензирование, а после этого дать им возможность развиваться в рамках саморегулирования. Мы собрались, чтобы выслушать мнение каждого, отметить все за и против данного предложения.
С интересом участники встречи выслушали выступление заместителя главы администрации района — начальника управления ЖКХ В.Сумина, который вспомнил историю создания УК, отметив, что и сегодня они начинают свою деятельность с простейшего — заявления о намерении работать в сфере ЖКХ.
Управляющие организации — это, в основном, те же самые жилищные конторы, домоуправления, их создание в свое время местные власти постоянно держали под контролем, и каких-то фирм типа «рога и копыта» на территории района не появилось. На сегодня порядка 50 организаций работают в таких формах, как УК, ТСЖ, ЖКС и др.
Как заметил далее В.Сумин, за последнее время в районе проводилось немало проверок со стороны Жилищной инспекции, Технического надзора, Контрольного управления правительства Московской области, которые не отметили значительных нарушений по оплате за коммунальные услуги ЖКХ, тем более, что регулирование оплаты и тарифов осуществляет областное правительство.
— Тем не менее, тема жилищно-коммунальных услуг сегодня занимает устойчивую позицию в числе жалоб и обращений граждан в органы власти, — подчеркнул далее В.Сумин. — Претензии зачастую связаны с тем, что люди не имеют возможности узнать, как расходуются деньги, которые собираются за оказанные коммунальные услуги, из чего складываются тарифы, почему общедомовые расходы превышают по сумме свои, «домашние»? Отсутствуют и системные механизмы, которые обеспечивали бы контроль выполнения организациями своих обязательств.
В связи с этим и возникла необходимость создания мощной системы общественного контроля. И нельзя не согласиться с тем, что, если мы хотим установить реальный контроль в отрасли и заставить управляющие компании работать добросовестно, то надо создавать саморегулируемую организацию (СРО), которая, кстати, в нашем районе работает уже полтора года — НП «Красногорье», или переходить на лицензирование.
Что касается лицензирования. Думаю, если организация квалифицированная и чувствует свою силу, имеет базу, лицензирование она пройдет однозначно, тем более, в нашем районе я не могу назвать ни одной организации, которая бы не прошла через этот лицензионный контроль. Если, конечно, законом не будет предусмотрено наличие, например, технической базы в 20 тракторов и другой спецтехники, штата — не менее тысячи сотрудников. Лицензирование — это контроль, который никогда не помешает.
Председатель Совета депутатов городского поселения Красногорск Н.Хаткевич отметил:
— Предлагается два направления по изменению ситуации в сфере ЖКХ: лицензирование УК и создание СРО. Но, в первую очередь, говорить мы должны о повышении качества обслуживания, в том числе и за счет самих собственников жилья. Мое мнение: до тех пор, пока граждане не поймут, что своим имуществом они сами должны управлять, все остальное бесполезно. Нужно говорить об обучении собственников. Правильно ли мы платим за техническое обслуживание? Я считаю, что неправильно. Кто мне должен доказывать обратное? Мы, собственники, должны собрать общее собрание, на основании имеющихся у УК данных все проанализировать и установить свою плату.
Можно создавать какие угодно организации, лицензировать, кормить чиновников, склонять УК на каждом перекрестке. Если цена нами установлена, УК, находящаяся в рыночных отношениях, начнет думать. Она предлагает нам услуги, мы их покупаем. Как житель, я хочу купить товар за меньшую цену лучшего качества, и только я выбираю управляющую организацию, которая меня удовлетворяет по всем параметрам. Поэтому, еще раз повторю, людей надо учить. Собственник жилья должен понимать: если ремонтируется крыша 25-этажного дома, то капитализируется его квартира на первом этаже, и в это стоит вкладывать деньги, а не говорить: «У меня крыша не течет».
Н.Хаткевич предложил свои услуги по организации «коммунального всеобуча». Это предложение было единогласно поддержано всеми участниками круглого стола.
О перекосах в сегодняшней политике в сфере ЖКХ говорила генеральный директор ООО «УК СВА» А.Козлова:
— Наша организация обслуживает Павшинскую пойму. Кажется, микрорайон совсем новый, но многие дома уже требуют капитального ремонта. Если же создавать электронные паспорта на каждый дом, как это требуется, то умная машина мне выдаст в итоге резюме: о капитальном ремонте не может быть и речи. А я уже капитально заделываю межпанельные швы, ремонтирую кровли.
К вопросу об обучении собственников, ликвидации правовой безграмотности. Как заставить пойти на какие-то лекции, если на собрание никого не загонишь? Наверное, нужно поступать, как известная героиня Нонны Мордюковой — не придешь на лекцию, отключим газ.
Очень много проблем с ветхим фондом, из которого состоит мкр Брусчатый поселок, наша организация и его обслуживает. Идет разговор о том, что в новых домах плата за техническое обслуживание должна быть меньше. А в чем провинились те, кто живет в доме, построенном в незапамятные времена, по логике, они должны платить вдвое-втрое больше. Кто живет на Брусках? Те, кто еще в молодые годы получал квартиры, а сейчас пенсионеры, люди с низким денежным достатком. То есть ущемленных мы ущемим еще больше.
Вопросов много, и только лицензированием их не решить, надо гораздо глубже смотреть. Мы ведь получали в эксплуатацию именно эти дома, которые, мягко говоря, не пригодны уже для проживания, а компенсации от государства не получили никакой.
По поводу лицензирования мнение высказал депутат районного Совета депутатов А.Голованов:
— В нашей стране закон о лицензировании принято менять каждые 1,5-2 года и ни разу лицензирование ни одного вида деятельности не улучшило качества предоставляемых услуг. Когда-то проводилось лицензирование рекламных конструкций, получение лицензии стоило конкретной суммы денег. Кто имел возможность, тот ее и покупал. Не получится ли так и на этот раз, не создастся ли новый коррупционный фактор?
Критерии лицензирования УК пока не определены, но, по сути, управляющая организация и не обязана все делать своими руками, она может привлекать сторонних исполнителей. Ее задача организовывать работу, управлять денежными потоками, выступать генеральным заказчиком. И совершенно неважно, есть в гараже 10 тракторов или только 10 лопат стоит. Если по такому принципу, то кто пройдет лицензию?
Эмоциональным было выступление заместителя главы администрации сельского поселения Отрадненское — начальника управления ЖКХ А.Васильева:
— Из-за чего мы имеем кучу жалоб и обращений от населения? Не из-за того, что стали хуже работать. Просто население хорошо знает, чем должны заниматься другие, и требует исполнения обязанностей независимо ни от каких факторов. И мы согласны с этим, но что получаем взамен? Закон Московской области № 249 «О благоустройстве» гласит: каждый житель частного дома должен заключить договор на вывоз мусора. Должен! Но не заключает. И никакой ответственности за это не несет. То же самое с должниками. УК выигрывают миллионные суды, но деньги не поступают. Эти вопросы надо решать, а не напрягать в очередной раз обслуживающие организации, которым и так-то нелегко приходится, я имею в виду добросовестные УК.
Сфера ЖКХ в России — самая регламентированная. Другой с таким количеством законов, постановлений, подзаконных актов нет. Но, одновременно, половина из них противоречат друг другу. Как исполнять 66-й закон Московской области о капремонте? Нет ни единого регионального оператора, ни расчетного центра, ни подзаконных актов, которых требуется порядка 30. Закон уже действует. При формировании бюджета мы не включили в него ни копейки на капремонт, потому что не знаем ни доли собственников, ни процентного соотношения бюджета, ни как это будет формироваться. Законодательство нам об этом не говорит.
Передан жилой фонд, который не ремонтировался десятилетиями, мы ждем 44-й федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но одна статья вступает в силу с 2014 года, вторая — с 2015-го, третья — с 2016-го, четвертая, самая главная — о создании единой информационной системы, по которой я должен и определить цену капремонта, выбрать эксперта — с 2017 года.
Я коренной красногорец, мне хочется работать на своей территории, но сказать, что отшибают руки, ничего не сказать. Это — как штрафбат во время войны. Поступил приказ взять немецкий дзот через полчаса, а винтовок нет, патроны не подвезли. Мы стоим перед этим дзотом. Уверен, пока идут такие перекосы, лицензирование УК ничего не даст. Это очередной отъем денег у населения.
Свое мнение высказал председатель районного Совета депутатов П.Стариков:
— Работа сферы ЖКХ не входит в полномочия района, но в Совет депутатов приходит много обращений по этой теме. Реформа жилищно-коммунального хозяйства во многом взята из Западной Европы. Но там все делалось постепенно. У нас же, жителей, не способных самоуправляться, поместили в среду самоуправления, и они оказались незащищенными. Мы им говорим: все в ваших руках, но на сегодня они оказались заложниками ситуации. УК встречаются разные, уверен, в нашем районе много достойных, но и между ними идет борьба. Это тот самый пример стихийного рынка, который не регулируется органами власти в полной мере. Готов поддержать, что лицензирование не тот шаг, который разом решит все вопросы и снимет проблемы, но элемент регулирования обязательно должен быть. Потому что не может быть рынка без регулирования.
А вот генеральный директор ОАО «Водоканал» П.Шейкин сторонник того, чтобы лицензию получала каждая отрасль. И это отлично, если работать будут дипломированные сотрудники, имеющие определенный стаж, если есть производственная база. Отсеются несостоятельные, непрофессионалы.
Свои предложения по поводу улучшения качества обслуживания, перехода на систему лицензирования на встрече также высказали В.Федотов, генеральный директор ТСЖ «Сокол», Е.Вахрина, генеральный директор ООО «Комфорт», Н.Колесова, начальник отдела ценообразования администрации района и др.
В итоге длительного делового обсуждения такого наболевшего вопроса, было принято решение о создании рабочей группы, которая объединит все предложения и рекомендации для направления их в региональное отделение партии «Единая Россия», Московскую областную думу, правительство Московской области.
— Мы не против лицензирования, — подчеркнул в завершение В.Сумин, — это повысит ответственность УК за качество услуг, наведет порядок в сфере деятельности управляющих компаний ЖКХ. Лицензирование станет своеобразным фильтром, который ограничит приход на рынок недобросовестных игроков, но проводить его надо поэтапно, не выкручивая руки успешно работающим кампаниям, не рубить с плеча, чтобы не потерять хотя бы то, что мы сегодня имеем в своем районе.

Л.НОВИКОВА. Фото П.КАРЯГИНА.


Красногорские вести, 19 декабря 2013 года, №140 (3477)

19.12.2013
Адрес страницы: http://old.krasnogorsk-adm.ru/index/index_17991.html