После опубликования 11 июня в нашей газете «Приглашения к диалогу»
Б.Е. Рассказова, главы Красногорского района, известные у нас в районе представители общественных организаций и объединений захотели высказаться по предложенной в статье инициативе. Предоставляем им слово.
Виктор Михайлович Демин, директор Красногорского государственного колледжа, председатель Общественной палаты Красногорского района:
— Рассматриваю предложенный Борисом Егоровичем Рассказовым проект «Гражданский диалог» как начало практического воплощения опубликованной ранее программы «Красногорский район. Приоритеты развития». В ней ясно прозвучала мысль о необходимости построения гражданского общества, а такое общество без активного диалога власти и рядовых граждан, жителей района сформировать невозможно.
У нашего района есть своя специфика. Многие жители района работают за его пределами. В силу заметного московского влияния часть наших земляков имеет достаточно высокие требования к бытовым условиям, ориентируясь не только на московские стандарты, но и на европейские. И они имеют на это право. Но здесь всплывает противоречие между запросом общества и бюджетными возможностями района.
Источники наполнения районного бюджета все-таки довольно ограничены. На нашей территории не очень много промышленных предприятий, отчисляющих здесь свои налоги. В силу этого значительно возрастает роль руководителя районного органа самоуправления, прежде всего как рачительного распорядителя капиталовложений в те или иные сферы жизни района. Борис Егорович избрал, по моему убеждению, единственно верный путь — демократический, созвучный возрождающейся свободной России, при котором любые стратегические решения принимаются только с учетом мнения общественных объединений и отдельных граждан, т.е. тех, ради благополучия кого и принимаются любые решения.
После статьи Б.Рассказова в «Красногорских вестях» от 11 июня 2013 года по инициации им в районе постоянного гражданского диалога была сформирована рабочая группа при районной администрации, основной задачей которой становится практическая организация такого взаимодействия власти и жителей. Нам, входящим в эту рабочую группу, предстоит вести большую разъяснительную работу со своими согражданами — соседями, сослуживцами на работе, просто знакомыми. Нужно живое слово, чтобы затронуть сердца людей. Тут обычный пиар и даже просто информирование через СМИ не сработает. Красногорцы должны совершенно ясно представлять, в каком режиме работает администрация района, каковы ее планы, каковы ее возможности, в том числе и бюджетные. И лишь после этого граждане будут способны разумно и взвешенно предлагать свои поправки, может быть, дополнения к основным целям инвестирования в районе.
Отрадно, что молодежь, судя по моим наблюдениям педагога, с энтузиазмом ухватилась за идею прямого разговора с властью и возможность взаимодействия с ней. Молодые люди готовы трудиться в рабочих группах. Готовы не только выходить со своими предложениями, но, что не менее важно, и брать на себя реализацию большинства совместно разработанных проектов.
В целом, вовлечение общественных движений района и отдельных граждан в процесс выработки решений по ключевым проблемам способно многократно укрепить доверие жителей Красногорья к своему избранному органу местного самоуправления. На это, в конце концов, нас ориентирует и Владимир Владимирович Путин. Я, как доверенное лицо президента России, слышу от него высказывания по данной тематике не только в публичных выступлениях, но и вне официальных меро-приятий. Лишь большой открытый диалог власти и граждан способен сформировать подлинно гражданское, свободное общество!
Егор Геннадиевич Пономарев, председатель правления Ассоциации малого бизнеса Красногорского района:
— Проект интересный, но неоднозначный. Прежде всего не всем удастся легко с первого раза вникнуть в его специфику и оценить его значение. А значение, по-моему, у него огромное. И огромен его потенциал.
Второе опасение связано с некоторым существующим недоверием граждан к действиям любой власти — районной, областной, федеральной. И основная задача гражданского диалога — сломать это недоверие. Предвижу и скепсис со стороны отдельных участников, в том числе предпринимателей, людей активных, уже многого добившихся, рассматривающих пока гражданский диалог в качестве еще одного малоэффективного собрания, на котором много чего говорится, но что имеет не очень высокий КПД. Но я предвижу и другое — стоит лишь появиться первым реальным результатам такого диалога, пусть и не планетарного, а сравнительно скромного, местного масштаба, как остатки скепсиса у самых недоверчивых людей бесследно рассеются, и тогда не будет более горячих сторонников и пропагандистов гражданского диалога в районе! Предприниматели, особенно молодые, обладают огромным запасом энергии, они способны и готовы работать двадцать четыре часа в сутки, особенно когда искренне верят в полезность начинания, за которое взялись. Главное — отбирать лишь реальные, значимые, а не выдуманные проблемы для решения на рабочих группах гражданского диалога.
И еще. Диалог необходимо освещать в местных СМИ, Интернете. По-моему, масштаб информирования о нем в Красногорском районе явно недостаточен.
Максим Юрьевич Никитин, руководитель Межрегиональной общественной организации развития культуры, образования и спорта «Содружество»:
— Считаю начало реализации проекта «Гражданский диалог» своевременным. Это своевременно и для жизни нашего Красногорского района, и для страны в целом. И тут можно порадоваться, что такого рода диалог организуется не где-то, о чем мы узнаем из выпусков новостей, а у нас, на нашей малой родине.
Мы все знаем: если действия властей не заметны населению, если народ не думает о них, то, значит, они работают как минимум нормально, ибо вспоминаем мы руководство района только в случае нужды или раздражения. В этом смысле муниципальная власть Красногорского района — отнюдь не первое, о чем мы постоянно думаем... Но, с другой стороны, необходима постоянная связь общества с теми руководящими органами, которые общество избрало. И постоянно действующий гражданский диалог — лучший способ для того, чтобы оба его участника (власть и граждане) постоянно видели и слышали друг друга. Такое взаимодействие даст мощную синергию, когда усилия и созидательность всех участников диалога не складываются, а перемножаются.
Я ощущаю себя человеком, теперь способным помочь рядовым гражданам донести свои озабоченности и предложения до районной администрации. Будучи категорическим противником пустословия, предполагаю заниматься лишь важными и в принципе реализуемыми проектами, а ни в коем случае не эфемерными фантазиями. Мне предложили участие в рабочей группе, организованной при районной администрации. Я приложу максимальные усилия для того, чтобы донести до властного органа инициативы и многообразные проекты, предлагаемые общественными организациями, объединениями, и не только тем движением, которое я имею честь возглавлять. Наше движение наиболее многочисленное из молодежных, и мы реализуем наибольшее число самостоятельных проектов. Теперь появляется возможность вовлекать и другие силы в районе в процесс воплощения предлагаемых нами проектов.
Денис Евгеньевич Французов, генеральный директор Красногорской торгово-промышленной палаты, председатель комиссии по местному самоуправлению, экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты района:
— В идее гражданского диалога мне видны цели и задачи. Пока не были озвучены в деталях те инструменты для воплощения результатов диалога, которые предполагает использовать администрация района, но, в конце концов, мы, участники диалога, можем и сами предложить целесообразный инструментарий.
Необходимо уделять внимание развитию форм общественного участия в процессе принятия муниципальной властью решений, затрагивающих интересы жителей Красногорского района, внедрения в практику работы муниципальных властей эффективных механизмов взаимодействия с обществом.
Мне представляется, что в рамках постоянно действующего гражданского диалога можно будет избегать недопонимания между местными органами самоуправления и жителями.
Гражданский диалог сможет стать полезным рычагом воздействия не только на районную администрацию, но и на органы местного самоуправления поселений района. Несомненно, он сможет обеспечить контроль общества за деятельностью этих органов, особенно за характером распределения бюджетных средств.
Могу сказать, что в районе уже существует структура, способная значительно помочь проведению диалога и особенно в контроле реализации принимаемых в его ходе решений. Это общественная палата Красногорского района и, в частности, ее комиссия по местному самоуправлению, экономическому развитию и предпринимательству. Помимо меня в комиссии работают член общественной палаты Станислав Касимов, один из руководителей «Банка Москвы» Сергей Арбузов, председатель общественного совета по делам молодежи при главе Красногорского района Виталий Левченко и другие общественно активные красногорцы.
Неоценимое значение будет иметь гражданский диалог для молодых людей. Он может стать для многих их них тем «социальным лифтом», который впоследствии приведет в органы управления. Участие в диалоге даст молодежи навыки деловых дискуссий, отбора приоритетов, выработки решений. Наиболее яркие и целеустремленные ребята наверняка обратят на себя внимание руководителей района, и, в результате, смогут рассматриваться надежным кадровым резервом для органов власти.
Уверен, гражданский диалог способен укрепить авторитет властных органов среди нас, жителей района, как ничто другое. По конечному итогу это форма самого эффективного и честного партнерства между властью и избравшими ее людьми.
Но гражданское общество должно стать более активным, от этого зависит и то, как органы власти будут к нему относиться, и будет ли развиваться диалог.