Власти Подмосковья уверены, что всего через несколько лет дорожная сеть области станет качественно иной
Одной из горячих тем, неизменно вызывающих живой интерес всех без исключения жителей Московской области, является тема состояния и развития дорожной сети региона. О том, как финансируется строительство и ремонт дорог в Подмосковье, какие действуют нормативы и как проводятся тендеры на производство работ, рассказал К.Ляшкевич, начальник Главного управления дорожного хозяйства Московской области.
— Константин Васильевич, за счет каких средств и инструментов стало возможно масштабное дорожное строительство и ремонтные работы, которые ведутся на территории области?
— В 2013 году на строительство и реконструкцию дорог запланировано потратить 35 млрд руб. Из них 5,7 млрд пойдут на ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. По поручению врио губернатора региона А.Воробьева дополнительно из областного бюджета было выделено 2,5 млрд руб., эти средства направлены в территориальный дорожный фонд. За счет этих мероприятий мы планируем отремонтировать более 1353 км дорог. Этот показатель почти в 6 раз превышает суммарный километраж отремонтированных дорог за 2009–2012 годы. Впервые за долгие годы нам удалось приблизиться к нормативу, по которому ежегодно мы должны ремонтировать 1300 км дорог. Например, за предыдущие четыре года в области было приведено в порядок всего 250 км и построено 169 км новых дорог.
— Как вы боретесь с недобросовестными подрядчиками, есть ли у властей механизмы защиты от неэффективного использования средств, выделяемых на строительство и ремонт дорог?
— В Московской области есть список недобросовестных подрядчиков, который ведет ФАС на основании рас-торжения договора со стороны заказчика — ГУДХ или по решению суда. Подрядчик, внесенный в этот список, не может участвовать в торгах. Борьбу с некачественным ремонтом мы ведем и ужесточением требований к выполняемым работам. Сами ремонтные работы принимаются только после их проверки. Например, муниципальные образования получат средства из Дорожного фонда только после приема выполненных работ. То есть подрядчики сейчас ведут работы за свой счет, и им просто невыгодно делать некачественную работу. С проверками на места выезжают наши специалисты, которые могут и не принять работу.
По поручению врио губернатора были увеличены гарантийные сроки на строящиеся и отремонтированные дороги, новые дороги должны будут прослужить не менее шести лет, а отремонтированные — четыре года. Также к концу года в Московской области будет создан реестр добросовестных подрядчиков по строительству и ремонту дорог, которые с нами сотрудничают и обеспечивают грамотный и качественный формат работы, в том числе умеют работать «без денег» или «вперед». Такой рейтинг нам будет помогать составлять общественный совет при ГУДХ, который на основании в том числе общественного мнения будет оценивать работу дорожных организаций.
— Много езжу по Подмосковью на собственной машине. А еще каждый год я меняю подвеску. У меня сложилось впечатление, что асфальт на Симферопольском шоссе перекладывают раз в 2-3 года. Сразу после масштабного ремонта дорога превращается просто в сказку, но проходит зима, и на шоссе опять колеи. Рядом с моим домом в Томилино год назад положили дорожное полотно на Егорьев-ском шоссе. Сейчас ни один водитель не признает, что дорожное покрытие здесь относительно новое — сплошные выбоины и трещины. В чем причина?
— Симферопольское шоссе — это федеральная трасса. Точную информацию по ремонту этого участка можно получить у ФКУ «Центравтомагистраль». На Егорьевском шоссе в прошлом году был выполнен ямочный ремонт картами. Этот вид работ не влияет на слой усиления дорожного покрытия, но влияет на слой износа с гарантийным сроком работы 2-3 года. Дефекты покрытия связаны не с его качеством, а с тем, что нарушена несущая способность всей дорожной одежды. Данная проблема не только у Егорьевского шоссе.
Дороги в Подмосковье строились еще в 80-х годах ХХ века по старым СНиПам, с учетом нагрузки под тип существовавшего в то время транспорта. В данный момент на нашу сеть вышли грузовики с общим весом 30-40, а иногда и 60 тонн. Произошло разрушение всей дорожной сети, и для приведения дорог в нормативное состояние необходимо провести капитальный ремонт. В 2014–2015 годах мы планируем перейти от мероприятий по сохранности сети к мероприятиям по приведению дорог к существующей транспортной нагрузке в рамках капитального ремонта.
— Понятно, что дороги бывают федеральными и областными. А проезжая часть во дворах, это же тоже дороги? Во многих городах она ужасна, кто отвечает за ее состояние?
— Еще есть муниципальные дороги, к которым в том числе относятся внутриквартальные дороги. Они находятся на балансе муниципалитетов и финансируются за счет муниципальных бюджетов. Московская область для поддержки муниципальных дорог выделяет субсидии за счет средств Дорожного фонда.
В настоящее время из регионального Дорожного фонда выделяются три вида субсидий: на ремонт автомобильных дорог, на ремонт внутриквартальных дорог и на проектирование и строительство дорог до сельских населенных пунктов, не имеющих связи с дорогами с твердым покрытием. В этом году на выделение субсидий по капитальному ремонту и ремонту внутриквартальных дорог предусмотрено финансирование в общем объеме 1 млрд 563 млн руб., на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог направлено 1 млрд 810 млн руб.
— На каких условиях выдаются муниципалитетам субсидии на ремонт дороги?
— 95% стоимости одного объекта финансирует областной дорожный фонд, 5% закладывают у себя в бюджете муниципальные образования, которые должны обеспечить стройнадзор на объекте, чтобы контролировать качество работы подрядной организации.
— То есть деньги на дворы и переулки выделяются, но не всегда осваиваются?
— В Главное управление дорожного хозяйства области ежегодно поступает около 4 тыс. обращений от граждан с жалобами на качество или вообще отсутствие дорог местного значения. Субсидии распределяются на основании отчетности глав муниципальных образований, которые они предоставляют в органы государственной власти по качеству дорог. Главы тех образований, которые предоставляют недостоверную информацию, которые обращаются к нам за субсидиями, но по отчету у них все прекрасно с дорогами, рассчитывать на дополнительное финансирование не могут. Весь ремонт производится за их счет. На субсидии могут рассчитывать муниципальные образования, у которых более 10% дорог находятся в ненормативном состоянии, а также большая протяженность дорог общего пользования. Например, в городском округе Долгопрудный около 90% муниципальных дорог находятся в нормативном состоянии, это примерно 60 км, 20 км дорог — в оперативном управлении «Мосавтодора».
— Как контролируете расходование средств?
— С 2011 года у нас ведется мониторинг использования муниципальными образованиями субсидий из Дорожного фонда. Мы получаем оперативную информацию от муниципальных образований о проведении процедур размещения заказа, заключении контрактов, сроках выполнения работ. Перечисление самих субсидий осуществляется только после заключения независимой лаборатории о фактическом качестве выполненных работ. Ремонт также отслеживаем по видео, которое поступает от муниципальных образований. Надеемся на контроль со стороны жителей, что они будут сообщать о некачественном ремонте или его отсутствии. Актуальный адресный перечень распределения субсидий есть на сайте Главного управления дорожного хозяйства.
— Как простимулировать муниципалитеты более активно участвовать в создании собственных дорожных программ?
— В 2014 году появятся муниципальные дорожные фонды. Таким образом, два вида субсидий исчезнут, и деньги напрямую будут направляться в муниципалитеты, которые будут распоряжаться средствами по своему усмотрению. Им будет отчисляться 10% сборов от акцизов на горючее. Появление муниципальных дорожных фондов простимулирует приведение в порядок дорог области. Очень важно муниципальным органам и исполнительной власти разработать собственные программы ремонта и обсудить их с населением.
— Вы сотрудничаете с различными активистами, к примеру, с такими, как «Probok.net»...
— При Главном управлении дорожного хозяйства Московской области работает общественный совет по вопросам дорожной деятельности. В него вошли представители общественных движений: «Автомобилисты Долгопрудного», интернет-проект «Сердитый гражданин», экспертный центр «Probok.net», «Союз пешеходов», «Союз дорожников Подмосковья».
Совет создан для учета мнения жителей Подмосковья по вопросам строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. Решение системных социально-экономических проблем региона должно планироваться с обязательным учетом мнения жителей. Об этом неоднократно говорил врио губернатора региона А.Воробьев. Сейчас члены совета обсуждают с представителями инициативных групп граждан проекты строительства автомобильной дороги Виноградово — Болтино—Тарасовка на территории Мытищинского и Пушкинского районов, путепровода в районе платформы Быково Раменского района. Экспертный центр «Probok.net» мы привлекали к разработке схемы оптимизации движения на Ильинском и Волоколамском шоссе, проекта «поворот на красный».
Если у читателей есть вопросы, предложения, присылайте на электронную почту: gudh.sovet@yandex.ru.
— Давайте вернемся к компаниям, осуществляющим дорожное строительство. Если делать дорогу на совесть, это выгодный бизнес?
— Строить на совесть всегда выгодно. Прибыль подрядчика составляет 10-12%. Делать дорогу с браком невыгодно как для подрядчика, так и заказчика. Подрядчик рискует 30% банковской гарантией по контракту и штрафными санкциями даже при незначительных отклонениях от требований к качеству работ. Для заказчика брак может обернуться судебными исками.
— Внешне дороги не сильно изменились за последние 20–30 лет, а что с технологиями? Можно ли сказать, что дороги строятся, как и прежде, или это процесс с высокой долей НИОКР?
— Основные технологии, которые применяют в России и Европе, были разработаны еще в 80-х годах ХХ века. Но появление новой техники привело к ужесточению требований к качеству производства работ. Также появились большие линейки дорожных материалов, которые раньше не применялись: стабилизаторы укрепления грунтов, добавки к асфальтобетону. Не так давно, уже в XХI веке, появились другие виды разметок и световая индикация. На дорогах устанавливают светодиодные знаки. Такие технологии, например, применяют в рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье» при установке «Безопасных переходов».
— А насколько высок порог вхождения в этот бизнес? Что нужно, чтобы стать строителем или ремонтником дорог?
— Порог вхождения в дорожный бизнес невысокий, действует закон, запрещающий ограничивать конкуренцию игроков на рынке. Дорожник должен быть готов психологически к работе не в офисе, а на витрине, к тому же с повышенной опасностью. При строительстве надо понимать большой спектр производства работ. Надо уметь работать и с асфальтобетоном, и с бетоном, и приготовиться к тому, что это работа на открытой площадке в любую погоду.
— Какими должны быть и какими будут дороги Подмосковья через 3–5 лет?
— В прежние годы не было общественного понимания, что такое дороги. Как объяснить такие явления, как строительство целых микрорайонов без учета перспективного развития интенсивности автотранспорта, генерального плана и самого строительства дорог? Такие районы уже прозвали в народе «каменными мешками». Сейчас ситуация меняется. К развитию транспортной сети мы привлекаем инвесторов. Застройщики готовы финансировать такие работы, поскольку им это тоже выгодно. Если есть транспортная доступность, то, значит, и цена за 1 кв. метр может увеличиться.
Те программы, которые сейчас реализуются, а также понимание существующих проблем со стороны правительства Московской области позволяют сказать, что через 3–5 лет наши дороги будут намного лучше. А помочь нам в этом должны жители Подмосковья. Какими будут и должны быть дороги — зависит от каждого из нас. Это, конечно, банально, но все всегда начинается с мелочей. К примеру, автомобилист сегодня не выбросил мусор из окна машины, значит, дорожнику не придется выезжать на место и убирать этот мусор, и сэкономленные деньги пойдут на ремонт дороги. Именно изменение общественного понимания и участие жителей дают нам возможность менять ситуацию.
О.Соловьев.
Красногорские вести, 17 августа 2013 года, №88 (3425) |
20.08.2013 |
|