Подмосковная реклама меняет имидж
Андрей Воробьев вскоре после вступления на пост
главы Подмосковья заявил о необходимости кардинально
изменить в регионе рынок наружной рекламы.
Его, как и многих других жителей Московской области,
не устраивает, что рекламные щиты выглядят неряшливо, портят исторический облик городов, а иногда даже представляют опасность для людей
из-за своей ветхости. При этом наружная реклама
приносит в бюджеты области и муниципалитетов
в разы меньше доходов, чем могла бы. Теперь правила игры на этом рынке меняются.
КРОХИ С РЕКЛАМНОГО СТОЛА
В 2012 году бюджет Подмосковья получил от размещения наружной рекламы около 287 млн руб. Эксперты считают, что доходы могли бы быть выше в разы.
— В регионе высокая плотность населения, развитая транспортная инфраструктура. Фактически Московская область равноценна по коммуникационному потенциалу отдельному государству, — говорит академик Российской академии рекламы Вячеслав Черняховский.
— Одна из главных составляющих качественной рекламной деятельности — это получение потребителями рекламы необходимой актуальной информации о полезных им товарах и услугах. Сегодня и этого нет, — добавляет Черняховский.
Кроме того, по мнению специалистов, наружная реклама очень часто «забивает архитектуру и портит визуальный облик городов». Многие рекламные конструкции в Подмосковье также имеют неудовлетворительное техническое состояние.
Так, в этом году сотрудники Гос-адмтехнадзора Московской области проинспектировали свыше 5,5 тыс. рекламно-информационных объектов и выявили более тысячи нарушений. Большинство касается ненадлежащего внешнего вида рекламных конструкций: ржавчина, грязные изображения, неисправные элементы подсветки.
О намерении изменить ситуацию Андрей Воробьев заявил вскоре после вступления на пост главы Подмосковья. Он поставил задачу создать в области «цивилизованный рынок наружной рекламы», при этом увеличить доходы от нее в 10 раз. При этом он отметил, что регион «собирает крохи с наружной рекламы, тогда как столица имеет солидный доход в три миллиарда рублей».
Для исполнения поручения губернатора был утвержден план-график мобилизации доходов от наружной рекламы.
Утром — схема,
вечером — договор
Местные власти уже разрабатывают новые схемы размещения наружной рекламы. В каждом таком документе должны быть указаны номер и адрес размещаемой рекламной конструкции, описан ее внешний вид, а также прилегающая территория.
Согласно поправкам в федеральный закон «О рекламе», органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций до 1 января 2014 года.
Однако областное правительство планирует завершить подготовку схем раньше. Форсировать сроки требует сам рынок рекламы, ведь без схем рекламщики не могут оформить договорные отношения с муниципалитетами.
— Как раз в 2013 году заканчиваются ранее заключенные договоры об установке и эксплуатации рекламных конструкций. Правительство Московской области и органы местного самоуправления совместно пришли к пониманию того, что оформление новых договоров возможно после проведения аукционов. Которые, в свою очередь, могут организовываться после того, как будут утверждены схемы, — говорят в департаменте информационной политики Московской области.
В помощь муниципалитетам был издан сборник типовых рекламных конструкций, которым они могут руководствоваться при разработке схем. Он не содержит ни запретов, ни ограничений — просто рекламные конструкции унифицированы и классифицированы.
— В идеале эти схемы должны устраивать рекламодателей и органы власти, удовлетворять потребности целевых аудиторий, потребителей рекламы, — считает Черняховский.
Появятся и схемы размещения рекламы на внешней стороне МКАД. Здесь рекламно-информационное пространство будет использоваться, как и раньше, совместно — Московской областью и столицей.
Когда схемы будут приняты, операторы рекламы начнут заключать договоры с органами местного самоуправления об установке и эксплуатации рекламных конструкций.
По федеральному законодательству предельный срок, на который заключаются договоры, составляет 10 лет. Правительство области для каждого вида конструкций утвердило свои сроки действия: для фанерных конструкций — 5 лет, для конструкций с внутренней подсветкой и со сменой изображения 7 и 8 лет соответственно, для экранов — 10 лет.
ДЕМОНТАЖ «САМОСТРОЯ»
Сейчас в Московской области идет демонтаж незаконных рекламных конструкций, установленных ранее. Таких в регионе набралось 8 тыс. из 22 тыс. имеющихся, то есть почти треть. Незаконную рекламу заносят в особый список — с указанием владельца и датой демонтажа.
За июль в Подмосковье ликвидировано более 200 конструкций, в августе — около 700, в сентябре планируется убрать уже около 1 тысячи. К концу года нелегальной наружной рекламы в регионе не останется, обещают власти.
— Рекламодателей интересует, чтобы в результате всех этих мер не сократилось количество предложений на рынке, так как это приведет к росту цены на рекламу и, соответственно, к росту издержек компаний-рекламодателей. Если это произойдет, увеличится цена на продукцию и услуги, что ударит по карману потребителя, — заявляет генеральный директор Российской ассоциации рекламодателей Федор Борисов.
Однако объем наружной рекламы в регионе сократиться не должен, считают в департаменте информационной политики области. Просто новые конструкции будут размещать равномерно по всему региону, сейчас же они сконцентрированы в ближайших к столице районах.
— Наша политика будет направлена на то, чтобы поддерживать малый и средний бизнес. И если на рынке рекламы произойдет укрупнение, то присутствие малого и среднего бизнеса сохранится в необходимой для него пропорции, — отмечают в департаменте.
Впрочем, сегодня прогнозировать результаты изменений на подмосковном рынке наружной рекламы преждевременно, уверен Черняховский. Среди причин, по которым это невозможно сделать, он называет отсутствие достоверной базы с результатами исследований областного рынка наружной рекламы. Также, по его мнению, в области еще нет опыта системного подхода к решению проблем индустрии наружной рекламы и положительного опыта ее контроля со стороны исполнительной власти.
ДОХОДЫ УЖЕ РАСТУТ
В муниципалитетах тенденция роста поступлений от рекламы уже просматривается. Так, в бюджет Химок от размещения рекламы за последние полгода поступило 40 млн руб. Как сообщили в городской администрации, в 2012 году этот показатель практически равнялся нулю.
Поэтому в областном правительстве уверены в том, что наведение порядка на рынке рекламы обернется лишь плюсами.
— Операторы, которые будут работать на нашем рынке рекламы, предоставят рабочие места жителям области и инвестируют средства в экономику. Деньги, которые поступят от наружной рекламы в областной бюджет, пойдут на решение социальных вопросов. Какой доход от рекламы область получит в этом году, сказать сложно, так как торги еще не проведены. Но к концу 2014 года он должен достигнуть показателя в 2,5 млрд руб. В этом нет сомнений, — уверены в департаменте информационной политики Московской области.
Кроме того, отмечают в Главном управлении по информационной политике Московской области, новые щиты и растяжки будут технически безопасными, современными и эстетичными. Появятся площади и под рекламу, имеющую общественную значимость для региона.
Места под рекламу в общественном транспорте уже распределены, в конкурсе на ее размещение приняли участие серьезные игроки рекламного бизнеса, в итоге победила компания «Нью-Тон».
За три ближайших года от такой рекламы планируется получить в областной бюджет 735 млн руб.
С.САВИН.
Красногорские вести, 21 сентября 2013 года, №103 (3440) |
21.09.2013 |
|