Здравоохранение на пути перемен
В течение года депутат Московской областной думы, председатель комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики, член фракции «Единая Россия» Галина Сергеевна Уткина проводит приемы населения. Они проходят, как правило, в общественной приемной местного отделения партии «Единая Россия» ежемесячно, каждый четвертый понедельник, с 14.00 до 16.00. Когда приходит большое количество людей, прием выходит за рамки указанного расписания и нередко продолжается до 20.00. Очередной прием состоялся 25 ноября.
Г.Уткина всегда ведет прием до последнего посетителя, подробно разбираясь в каждой нелегкой жизненной истории, дает советы,
консультации, помогает найти выход из самых запутанных ситуаций.
Чаще всего ей приходится оказывать помощь людям, сталкивающимся с проблемами в сфере медицины.
Уже почти два года действует новый федеральный закон об обязательном медицинском страховании. Как в связи с этим решаются вопросы улучшения качества медицинского обслуживания населения, уровня работы медицинских работников, какие нововведения заменяют старые стандарты?
Об этом корреспондент «КВ» беседует с депутатом Московской областной думы Г.Уткиной:
— Галина Сергеевна, с какими вопросами приходят к вам на прием жители нашего района?
— Так как я врач по профессии и мне, естественно, близки вопросы здравоохранения, то большая часть посетителей обращается с медицинскими проблемами. Приходят ветераны, немало людей молодого и среднего возраста, многодетные родители и матери-одиночки.
Люди просят помочь в тех ситуациях, когда требуется помощь в лечении, трудоустройстве на работу (чаще всего речь идет об инвалидах), отправке детей в оздоровительные учреждения. Но приходится оказывать материальную помощь и родителям на приобретение школьной формы, и на замену газовой плиты пожилому человеку, и на насущные вопросы тем, кому не хватает средств на жизнь.
В любом случае я стараюсь, чтобы помощь и поддержку на приемах получал каждый обратившийся ко мне житель нашего района.
В течение нынешнего года, я как депутат оказала материальную помощь жителям Красногорского района на 500 тыс. руб.
— В каких ситуациях вам приходится разбираться чаще всего?
— Большое количество обращений связано с оказанием платных услуг в медицинских учреждениях. Больные пользуются платными медицинскими услугами, хотя они должны выполняться бесплатно по полису ОМС, а потом приходят ко мне на прием и просят материальную компенсацию.
К сожалению, во многих федеральных и ведомственных лечебных учреждениях пациентов не информируют о возможностях бесплатного лечения по полису ОМС, а сразу предлагают заключить договор на платное обслуживание. Как правило, люди, напуганные болезнью и желающие как можно скорее сделать операцию или пройти курс лечения, как говорится, не глядя, подписывают предлагаемые документы.
Затем многие берут в банке кредиты. А потом, оценив все последствия такой нагрузки на свой бюджет, начинают искать способы для получения компенсации за лечение и приходят ко мне за оказанием материальной помощи. Но, увы, компенсация в таких случаях не предусмотрена. Вернуть заплаченные деньги можно только через суд.
Но сами пациенты большей частью не хотят портить отношения с врачами, которые лечили их за деньги и отказываются прибегать к помощи суда, отказываются от моих письменных обращений в адрес руководителей таких учреждений. Причина в том, что они опасаются, что в случае повторного обращения в те учреждения, где с них взяли деньги за лечение, они окажутся там в немилости.
— Что можно посоветовать тем, кто не хочет оказаться в подобной ситуации?
— Прежде, чем соглашаться на платное лечение, необходимо обратиться или к врачу поликлиники, к которой прикреплен больной, или в страховую медицинскую организацию, выдавшую полис ОМС этому человеку, и получить подробную информацию о том, входит ли тот или иной вид лечения в перечень бесплатных услуг, оказываемых по имеющемуся медицинскому полису.
Напомню, что сегодня в соответствии с федеральным законом об обязательном медицинском страховании любой человек вправе выбрать для получения полиса любую страховую компанию.
В связи с этим мне часто задают вопрос: «А как определить, что та или иная страховая медицинская компания пользуется авторитетом на рынке, и с ней можно сотрудничать?». Мой ответ такой: если у компании имеется круглосуточная диспетчерская служба, и если вам предлагают обращаться в такую службу за помощью и поддержкой по вопросам лечения в любое время дня и ночи, то эта компания заслуживает внимания. Жителям Красногорского района хочу посоветовать обращаться за консультациями по этому вопросу в местный филиал территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области, работники которого готовы ответить на любой вопрос по данной теме.
К слову, скоро на сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования области (www.mofoms.ru) начнется публикация рейтингов лучших страховых медицинских компаний Подмосковья. И это должно помочь всем, кто сталкивается с проблемами при выборе платного или бесплатного лечения, не принимать скоропалительных решений и не платить деньги врачам в тех случаях, когда можно обойтись бесплатным обслуживанием.
— В ответах на предыдущие вопросы вы частично коснулись тех изменений, которые начали входить в нашу повседневную жизнь в связи с принятием в 2011 году нового федерального закона «Об обязательном медицинском страховании». Какие принципиальные нововведения в сфере медицинского обслуживания, касающиеся всех нас, несет этот закон?
— По закону об обязательном медицинском страховании в настоящее время в Российской Федерации идет выдача страхового полиса единого образца. Внедрение новых полисов поможет включить информацию обо всех застрахованных гражданах в единую базу данных федерального фонда обязательного медицинского страхования, исключив случаи выдачи одному человеку двух полисов в разных местах проживания или работы. Замена полисов проводится по плану. Полисы старого образца будут действительными до замены их на полисы нового образца.
Во-вторых, застрахованные граждане получили право, как уже говорилось, выбирать страховую медицинскую организацию, работающую в системе обязательного медицинского страхования, и менять ее один раз в течение календарного года либо чаще (например, в случае изменения места жительства).
В-третьих, закон обеспечивает возможность самому выбирать лечебное учреждение и лечащего врача вне зависимости от места проживания и регистрации. Делать это можно не чаще одного раза в год. Порядок реализации данного права четко прописан в приказе Минздрава РФ.
В тех случаях, когда требуется получение высококвалифицированной медицинской помощи, оказываемой по квотам министерства здравоохранения, и на руках у пациента имеются диагноз и результаты анализов, но процесс по тем или иным причинам тормозится, он может обратиться в Московский областной научно-исследовательский институт им. М.Ф. Владимирского (ГБУЗ МО МОНИКИ). Там работает приемная министерства здравоохранения Московской области. Специалисты приемной дают направления на консультацию или лечение в медицинские учреждения Московской области и федеральные центры. Приемная работает с 9.00 до 17.00.
По действующему закону об ОМС производится финансирование медучреждений за оказанные медуслуги (раньше в медицинских учреждениях финансировались коечный фонд и заработная плата медицинских работников). Любое лечебное учреждение сегодня должно быть заинтересовано в том, чтобы обслуживать в своих стенах как можно большее число обратившихся за помощью. Ведь за каждого больного оно получит от страховой компании определенную сумму финансовых средств в зависимости от вида проведенного лечения, его сложности, продолжительности и качества.
— Последний критерий, говорящий об уровне подготовки медицинского персонала, его профессионализме и отношении к своим подопечным, наверное, самый сложный. Что должно помочь его конкретизации применительно к пациенту?
— Стандарты качества оказания медпомощи. Они четко определяют обязательный набор диагностических исследований, анализов, лечебных процедур в случае того или иного заболевания и сроков его лечения. Внедрение стандартов поможет объективно оценить не только качество проведенного лечения, но и качество работы врачей и младшего медицинского персонала.
Хочу отметить: в последнее время в Красногорском районе, где развитию здравоохранения всегда уделялось огромное внимание, в рамках подпрограммы «Модернизация здравоохранения Московской области на 2011–2012 годы» сделано немало по укреплению материально-технической базы лечебных учреждений: проведены капитальные ремонты зданий, закуплены современное оборудование и техника, прошли обучение профильные специалисты. На базе КГБ № 1 создан современный региональный сосудистый центр. Акушерское отделение КГБ № 3 получило статус окружного (оно является головным для северо-запада Подмосковья).
Все это говорит о том, что в здравоохранении Красногорского района делается все, чтобы медпомощь населению оказывалась своевременно и качественно. Это, я уверена, в ближайшем будущем повлияет на уменьшение числа медицинских проблем жителей Красногорского района.
Я рада, что в этом есть и мой вклад: из депутатских средств в 2013 году на приобретение оборудования для больниц района было выделено 2,4 млн руб., на 2014 год запланировано выделить 3 млн. руб.
С.ВАСИЛЬЧЕНКО. Фото П.Карягина.
Красногорские вести, 28 ноября 2013 года, №131 (3468) |
28.11.2013 |
|