Жилинспектор спешит на помощь
С первого января 2014 года в Красногорском районе начал работу территориальный отдел № 15 главного управления «Государственная жилищная инспекция Московской области». О том, какие задачи призвана решать жилищная инспекция, как она может защитить интересы жильцов многоквартирных домов, мы беседуем с заведующим территориальным отделом № 15 Дмитрием Юрьевичем Хоревым.
— Начнем с главного: что изменилось в деятельности вашего подразделения после того, как оно из межтерриториального (работающего на несколько районов) было преобразовано в территориальное, и обслуживает теперь только Красногорский район?
— Действительно, раньше, базируясь в Красногорске, мы занимались проблемами, возникавшими в нескольких районах. Теперь, в новой структуре, мы обслуживаем только Красногорский район.
В 2013 году глава региона Андрей Воробьев значительно расширил задачи, стоящие перед Госжилинспекцией. Вдвое увеличился и штат. И это принесло свои плоды. Мы можем более оперативно реагировать на обращения граждан, увеличилось количество плановых проверок. Отдел осуществляет мониторинг технического состояния жилищного фонда, исполнения поручений губернатора — например, о внедрении единой платежки или установки информационных щитов во дворах.
Очень важно, чтобы жители знали: каждое слово власти становится делом, меняется культура отношений в ЖКХ, надзорные органы становятся более открытыми, а управляющие организации — более ответственными.
— Какие задачи поставлены перед жилищной инспекцией губернатором А.Воробьевым?
— Глава региона поставил перед Госжилинспекцией задачу, чтобы каждый житель региона понимал, как и из каких показателей формируются тарифы ЖКХ, куда расходуются его средства, знал свои права и умел ими пользоваться.
Жилинспекция получила сегодня серьезные полномочия по контролю деятельности управляющих компаний, полноты и достоверности раскрытия ими информации о расходовании средств граждан, надзору за качеством предоставления коммунальных услуг, обеспечением энергетической эффективности многоквартирных домов, легитимности выбора управляющих компаний и т.д.
Нам поставлена задача: от фиксации нарушений и системы штрафов перейти к реальному контролю устранения нарушений. Для этого мы начали вынуждать управляющие компании устранять нарушения через суд, и это очень эффективная практика. Руководителям компаний, которые системно нарушают права граждан, игнорируют их обращения, может грозить дисквалификация.
Параллельно нами решается крайне важная задача — обеспечение максимальной прозрачности деятельности Госжилинспекции. У нас функционируют сообщества в социальных сетях Facebook и Вконтакте. Их легко найти по запросу «Жилинспектор». Там граждане могут получить профессиональную консультацию в режиме он-лайн, поделиться своей проблемой и найти пути ее решения. В группах немало председателей советов домов, у которых такой опыт защиты интересов жителей, что они и другим помогут помочь советом.
Это живое общение неравнодушных людей, которые видят, что власть не прячется за семью замками и может открыто обсуждать с гражданами все проблемы, связанные с ЖКХ, и пути их решения.
На сайте gzhi.mosreg.ru размещены образцы заявлений в Госжилинспекцию в случае возникновения самых разнообразных проблем в ЖКХ, а также пошаговые инструкции к действию: как выбрать форму накоплений на капитальный ремонт дома, как создать совет дома и что он может и т.д.
Организован прием обращений напрямую в отделе по будням с 9.00 до 10.00, позже все инспекторы на выездных проверках. Раньше письма можно было направлять только в центральный аппарат. Я как руководитель веду прием по понедельникам, с 9.00 до 12.00. Более того, мы считаем, что жители должны знать номер мобильного телефона своего инспектора, чтобы дозвониться до него в крайнем случае.
— Специалисты каких профессий работают в штате жилищной инспекции?
— Экономисты, юристы, строители, теплотехники, инженеры-электрики, газовики. В Жилинспекцию обращаются с жалобами по самым разным вопросам, и наши сотрудники должны уметь оказать квалифицированную помощь. В том числе, уметь работать с соответствующим контрольно-измерительным оборудованием. К слову сказать, специалисты жилищной инспекции в ближайшее время получат современное оборудование для проведения инструментального контроля состояния жилого фонда. Оно даст возможность работать по методикам тепловизирования, производить точные замеры качества воздуха и т.д. Рассмотрение всех сложных ситуаций между жильцами и управляющими компаниями будет проводиться не на глазок, не на основе субъективных ощущений проверяющего или заявителя, а на базе показаний специальных приборов.
— Дмитрий Юрьевич, с какими жалобами обращаются в жилищную инспекцию жители нашего района?
— С начала 2014 года нами зарегистрировано более 500 обращений. Половина из них касается содержания жилого фонда, 30% — начисления коммунальных платежей, 20% — качества коммунальных услуг.
Говоря о жалобах граждан, не могу обойти один вопрос. Граждане зачастую обращаются в Госжилинспекцию с голыми эмоциями. Но эмоции, как говорится, не документ, с их помощью виновного не установишь.
Например, человек пытается разобраться, почему у него выросли коммунальные платежи? Согласно действующему законодательству управляющая компания обязана в течение трех рабочих дней с момента получения письменного заявления предоставить любому жителю информацию об объеме потребленных ресурсов и расчетах платы за них.
В случаях, когда обнаруживаются ошибки в начислениях, компании почти всегда стремятся максимально быстро решить вопрос.
Если же компания не согласится на перерасчет, смело обращайтесь в Госжилинспекцию, и у вас на руках уже будет документ, заверенный подписью руководителя и печатью.
Надо принять за правило первым делом звонить в управляющую компанию, сообщать о проблеме, чтобы ваше обращение было зафиксировано в журнале заявок, и, если компания не реагирует, обращаться в надзорные органы.
На практике очень эффективно работают советы домов. Они аккумулируют проблемы жителей дома и доносят их до управляющей компании, по сути, выстраивают работу эксплуатирующей организации в полном соответствии с интересами людей. При этом они имеют возможность контролировать, куда и как эффективно тратятся средства граждан, могут пересматривать условия договора управления, контролировать качество всех проводимых работ и подписывают акты приемки.
— Расскажите, пожалуйста, Дмитрий Юрьевич, нашим читателям, как вы разбираетесь в жалобе?
— В зависимости от вида проверки мы или требуем у управляющих организаций необходимые документы, или выезжаем непосредственно на место. Фиксируем нарушения в протоколе, выдаем предписание на их устранение и контролируем ход исполнения предписания. Параллельно возбуждаем административные дела, по итогам их рассмотрения компания может быть оштрафована.
С начала года отделом выдано больше 30 таких предписаний, управляющие компании района оштрафованы на 365 тыс. руб. При этом штраф не самоцель. Чаще всего он выписывается на имя конкретного руководителя, и тот будет оплачивать штраф из своей зарплаты.
Важно, чтобы руководители осознавали свою персональную ответственность за соблюдение жилищных прав граждан.
Население — главный заказчик нашей работы, и Государственная жилищная инспекция всегда готова прийти на помощь.
Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», территориальный отдел № 15: г. Красногорск, ул. Братьев Горожанкиных, д. 25,
прием обращений по будням с 9.00 до 10.00.
Тел.: 8 (495) 564-22-45.
Електронная почта: mosobl@gilinspector.ru.
С.ВАСИЛЬЧЕНКО.
Красногорские вести, 24 апреля 2014 года, №52 (3534) |
24.04.2014 |
|