Администрация городского округа Красногорск Московской области Жизнь округа Образование Региональный комплексный проект модернизации образования 14.07.2008 - ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области
Региональный комплексный проект модернизации образованияУправление образования администрации
Приложение №1
к приказу начальника управления образования
администрации Красногорского муниципального района
от «19» мая 2008 г. №59
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки качества образования
Красногорского муниципального района Московской области.
1. Общие положения
1.1. Настоящее "Положение о системе оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области" (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области, ее организационную и функциональную структуру.
1.2. Положение распространяется на управление образование района и образовательные учреждения всех типов и видов, расположенные на территории Красногорского муниципального района Московской области и имеющие государственную аккредитацию.
1.3. Деятельность системы оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Московской области, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
1.4. Система оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области.
1.5. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования (далее - СОКО Кр) Красногорского муниципального района Московской области являются:
- обучающиеся и их родители;
- органы исполнительной власти Красногорского муниципального района Московской области;
- государственные и муниципальный органы управления образованием;
- учредители образовательных учреждений;
- образовательные и научные учреждения;
- работодатели и их объединения;
- общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.6. Диагностические и оценочные процедуры в рамках системы оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.
1.7. В Положении используются следующие термины:
- Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
- Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
2. Основные цели, задачи и принципы функционирования
системы оценки качества образования Красногорского
муниципального района Московской области
2.1. Целями системы оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области являются:
- создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в Красногорском муниципальном районе Московской области, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в регионе;
- получение объективной информации о состоянии качества образования в Красногорском муниципальном районе Московской области, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
- обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
- принятие обоснованных управленческих решений администрацией общеобразовательных учреждений, управлением образования.
2.2. Задачами системы оценки качества образования в Красногорском муниципальном районе Московской области являются:
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения;
- оценка состояния и эффективности деятельности образовательных учреждений района;
- оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
- выявление факторов, влияющих на качество образования;
- содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
- содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
2.3. В основу системы оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области положены принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления муниципальной системой образования;
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- сопоставимости системы показателей с региональными, федеральными и международными аналогами;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
3. Организационная структура системы оценки качества
образования Красногорского муниципального района Московской области
3.1. Организационно-управленческая характеристика системы оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области.
В структуре СОКО Красногорского муниципального района Московской области выделяются следующие элементы:
1) управление образования Красногорского муниципального района (отдел качества и развития образования);
2) образовательные учреждения, действующие в системе образования Красногорского муниципального района Московской области;
3) информационно-аналитический центр;
4) МУПДО "Красногорский методический центр";
5) общественные институты (Общественный совет по развитию образования в Красногорском муниципальном районе Московской области и др.)
3.2. Функциональная характеристика системы оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области
3.2.1. Управление образования Красногорского муниципального района Московской области:
1) осуществляет государственную политику в сфере образования, обеспечивающую с учетом муниципальных особенностей Красногорского муниципального района Московской области сохранение и развитие единого образовательного пространства; необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования; государственную поддержку обучения и развития детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей с ограниченными возможностями на территории Красногорского муниципального района Московской области; удовлетворение потребности Красногорского муниципального района и Московской области в квалифицированных кадрах;
2) формирует стратегию развития сферы образования в Красногорском муниципальном районе;
3) координирует деятельность учреждений системы образования, расположенных в Красногорском муниципальном районе;
4) разрабатывает и утверждает муниципальные требования к содержанию образования, учебным планам и программам на основании региональных и федеральных требований;
5) анализирует состояние и тенденции развития системы образования Красногорского муниципального района Московской области; разрабатывает и представляет Главе администрации Красногорского муниципального района Московской области программы развития образования в районе и организует их выполнение;
6) создает условия для реализации национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов;
7) взаимодействует с государственным органом Красногорского муниципального района Московской области в сфере образования, защиты прав и законных интересов детей;
8) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и предоставление государственной статистической отчетности в сфере образования;
9) принимает участие в пределах своей компетенции в подготовке ОУ Красногорского муниципального района к лицензированию на ведение образовательной деятельности;
10) в пределах своей компетенции принимает участие в государственной аккредитации образовательных учреждений Красногорского муниципального района в установленном законодательством порядке;
11) организует проведение аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Красногорского муниципального района Московской области;
12) осуществляет научно-методическое обеспечение итоговой государственной аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами в порядке, установленном законодательством;
13) проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся в учреждениях общего и дополнительного образования;
14) создает при управлении образования научные, общественные и другие советы и комиссии, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования;
15) осуществляет надзор и контроль в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями Красногорского муниципального района Московской области;
16) осуществляет нормативное правовое регулирование процедур оценки качества образования в части установления порядка и форм его проведения;
17) утверждает комплекс показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Красногорского муниципального района Московской области;
18) утверждает регламенты организации информационных потоков для пользователей системы оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области по вертикали и по горизонтали;
19) принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования;
20) обеспечивает проведение общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования;
21) проводит анализ образовательной и социальной эффективности функционирования сети образовательных учреждений общего и дополнительного образования, разрабатывает предложения по ее оптимизации;
22) оказывает консалтинговые услуги по вопросам создания, функционирования и развития системы оценки качества образования, проведения процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, проведения мониторинговых и социологических исследований;
23) анализирует ход, результаты и эффективность выполнения муниципальной и областной целевых программ развития образования, представляет по итогам анализа соответствующие отчеты;
24) оказывает консалтинговые услуги руководителям ОУ по актуальным вопросам стратегического управления в образовании, общим вопросам образовательного менеджмента, ключевым проблемам структуры и содержания образования и т.д.;
25) получает, хранит и комплектует по пунктам проведения ЕГЭ КИМы для проведения ЕГЭ по заявленным предметам;
26) обеспечивает информационную безопасность проведения ЕГЭ;
27) разрабатывает и реализует программы развития образовательной системы муниципального образования, включая развитие муниципальной системы оценки качества образования;
28) участвует в разработке методики оценки качества образования;
29) участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования;
30) обеспечивают проведение в муниципальном образовании мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных учреждениях;
31) участвует в разработке методики и организует проведение рейтинговой оценки работы муниципальных образовательных учреждений;
32) организует систему мониторинга качества образования на территории муниципального образования, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализирует результаты оценки качества образования на муниципальном уровне;
33) организует изучение информационных запросов основных пользователей муниципальной системы оценки качества образования;
34) определяет способы организации информационных потоков для пользователей системы оценки качества образования Московской области на муниципальном уровне;
35) разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование муниципальной системы оценки качества образования;
36) формирует муниципальную нормативно-правовую базу документов, относящихся к обеспечению качества образования;
37) проводит анализ образовательной и социальной эффективности функционирования муниципальной сети образовательных учреждений, разрабатывают предложения по ее оптимизации;
38) проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся в муниципальных образовательных учреждениях и формирует предложения по их совершенствованию;
39) принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на муниципальном уровне.
3.2.2. МУПДО "Красногорский методический центр"
1) разрабатывает методики оценки качества образования;
2) разрабатывает систему показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Красногорского муниципального района Московской области;
3) проводит мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества образования;
4) разрабатывает методику и организует проведение рейтинговой оценки работы образовательных учреждений;
5) обеспечивает научное, методическое, организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических и руководящих кадров;
6) участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Красногорском муниципальном районе Московской области;
7) организует систему мониторинга качества образования на территории Красногорского муниципального района Московской области, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития системы образования в Московской области, анализирует результаты оценки качества образования;
8) организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области;
9) обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области;
10) проводит подготовку специалистов органов управления образования, работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
11) разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
12) содействует обновлению нормативно-правовой базы документов Красногорского муниципального района Московской области, относящейся к обеспечению качества образования;
13) изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития систем оценки качества образования;
14) обеспечивает организацию подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений;
15) организует и проводит районные предметные олимпиады, смотры, конкурсы, ярмарки, фестивали, выставки, физкультурно-спортивные и другие мероприятия;
16) организует систему информационного и научно-методического обеспечения образовательных учреждений Красногорского муниципального района Московской области, издание методической литературы;
17) разрабатывает исследовательские методики и аналитические инструменты для изучения состояния дел в системе образования района;
18) проводит на основе информации, полученной в ходе исследований, а также информации, предоставляемой заказчиками, анализ ситуации;
19) готовит аналитические доклады, справки и записки по ключевым вопросам развития системы образования и системы управления ею;
20) разрабатывает методические рекомендации по подготовке стратегических документов (программ развития, программ информатизации и т.д.), по развитию инновационной и экспериментальной деятельности в области управления; проектной деятельности и управлению проектами;
21) организует и проводит повышение квалификации руководителей образовательных учреждений в области стратегического, программно-целевого, проектного управления, государственно-общественного управления в системе образования, экономики и финансов образования;
22) содействует становлению, развитию и организационному оформлению в Красногорском муниципальном районе Московской области сообщества специалистов в области управления, анализа, экспертизы, консультирования;
23) содействует созданию, развитию, обучению и сопровождению муниципальной стратегической команды развития образования;
24) внедряет в практику региональную модель сопровождения интеллектуально одаренных детей;
25) содействует разработке и реализации муниципальных моделей и программ работы с одаренными детьми;
26) осуществляет повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров;
27) разрабатывает программы элективных курсов по общеобразовательным дисциплинам;
28) принимает участие в организации и проведении районного конкурса "Педагог года";
29) принимает участие в научно-методическом сопровождении аттестации педагогических и руководящих работников;
30) содействует обеспечению эффективной диссеминации инновационного опыта учителей и школ-победителей национального проекта "Образование" в Красногорском муниципальном районе Московской области.
3.2.3. Информационно - аналитический центр:
1) обеспечивает информационную поддержку работы государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) Московской области, управления образования, общеобразовательных учреждений в части подготовки, проведения и анализа результатов ЕГЭ;
2) обеспечивает информационное взаимодействие управления образования с организациями, ответственными за проведение ЕГЭ.
3) обеспечивает организационно-технологическое сопровождение проведения ЕГЭ на территории Красногорского муниципального района Московской области;
4) создает и ведет муниципальные базы данных образовательных учреждений;
5) создает и ведет базы данных участников ЕГЭ;
6) создает и ведет базы данных результатов ЕГЭ по Красногорскому муниципальному району Московской области;
7) готовит аналитическую информацию об итогах организации и проведения единого государственного экзамена в Красногорском муниципальном районе Московской области;
8) осуществляет сбор информации о состоянии и тенденциях изменения системы образования, управления ею и их основных подсистем в рамках практико-ориентированной исследовательской работы.
3.2.4. Образовательные учреждения Красногорского муниципального района Московской области:
1) разрабатывают и реализуют программы развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения;
2) участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения и системы образования Красногорского муниципального района Московской области;
3) обеспечивают проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
4) участвуют в разработке методики и обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования;
5) организуют систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
6) организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;
7) обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни;
8) обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования образовательного учреждения;
9) содействуют проведению подготовки работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
10) разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвуют в этих мероприятиях;
11) формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении;
12) изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательного учреждения;
13) проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся образовательного учреждения и формируют предложения по их совершенствованию;
14) принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
3.2.5. Общественные институты:
1) содействуют определению стратегических направлений развития системы образования в Красногорском муниципальном районе Московской области;
2) содействуют реализации принципа и механизмов межведомственного взаимодействия при реализации программ развития системы образования;
3) содействуют реализации принципа общественного участия в управлении образованием в Красногорском муниципальном районе Московской области;
4) готовят предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития системы образования в Красногорском муниципальном районе Московской области;
5) осуществляют общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательных учреждений в Красногорском муниципальном районе Московской области в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
6) инициируют и участвуют в организации конкурсов образовательных программ, учебных и методических пособий, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий по общему образованию;
7) принимают участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области;
8) принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования;
9) принимают участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта "Образование";
10) принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования Красногорского муниципального района Московской области.

|